Гимн России (1999)

Весной депутаты Госдумы приняли в первом чтении закон, в котором предложили вернуться к музыке гимна СССР. В середине лета на страницах «Известий» прозвучала мысль сделать гимном России марш «Прощание славянки» Василия Агапкина («Музыкальный венок», № 125).

На читательские письма расчета не было: в смутное время ни от чего не защищенному человеку все равно, какую музыку слушать «стоя» и «без головного убора».

Нет, многие откликнулись. Отделили временное от вечного. Все письма — с достоинством, никто не повысил голоса. И это тоже важно, потому что речь, по существу, не о музыкальных предпочтениях, а о разном, полярном взгляде на развитие событий.

К истории вопроса

Михаил ПЕТРОВСКИЙ, г. Воронеж, подполковник в отставке: «Я прослужил военным дирижером около 40 лет. То, о чем вы написали, я вынашивал в своем сердце. Множество раз при встречах государственных деятелей мне приходилось исполнять иностранные гимны. Хуже нашего гимна СССР нет. Даже гимн отсталого Афганистана замечателен! А гимн СССР — вовсе не гимн. Историю его создания мне поведал мой учитель — главный военный дирижер, композитор Чернецкий. Для встречи «большой тройки» в Крыму потребовался новый гимн. Прежде гимном служил «Интернационал», и он оказался неудобен для этой встречи. Объявили срочно конкурс. Время подпирало, жюри не успело назвать победителя. Вождь вызвал «Дядю Степу» и Эль-Регистана и спросил, под какую музыку они примеряли свой сталинский текст. Они ответили: под музыку Александрова «Песня о партии большевиков». Так родился этот гимн».

Михаил Семенович начертил в письме нотные знаки концовки старой песни со старыми же словами: «муд-ра-я пар-ти-я боль-ше-ви-ков». Мелодия — один к одному.

«Прощание славянки»: за и против

Ефим ГОЛЬБРАЙХ, Израиль, Ришон-ле-Цион: «Было бы очень заманчиво сделать «Прощание славянки» гимном России. К сожалению, вряд ли это возможно. Марш требует движения, гимн — спокойствия, умиротворения».

Владимир ВЕЛИЧКО, Кемеровская обл., г. Междуреченск: «Прекрасная, трогательная мелодия. Но… не гимн. «Прощание» — музыка расставания, проводов мужчин на войну, с которой не все возвращаются. Наконец, в России — более 140 национальностей, и «Прощание славянки» не станет гимном всех россиян».

Дмитрий ВОРОБЬЕВСКИЙ, г. Воронеж: «У меня эта прекрасная музыка, несмотря на всю ее бесподобную красоту, ассоциируется с беспросветным рабством: вокзалы, отправка подневольных призывников в те пыточные казематы, которые у нас зовутся армией».

По поводу славянства. Речь не о кровности. Русские почитают Христа своим. А великий Мандельштам говорил: «Я — русский поэт». И славянское, и маршевое происхождение музыки забудется, уйдет. Ведь мы говорим о гимне России XXI века. Я думаю, у новых поколений с этой музыкой будут связаны другие воспоминания. От нас с вами тоже зависит, чего в ней будет больше — скорби или надежды.

Даже сегодня, повторюсь, «Прощание славянки» звучит куда более кстати 9 мая, а не 22 июня.

В. УСМАНОВ, генерал-майор, военный комиссар Курганской области: «Поднята серьезнейшая государственная проблема, гимн нужен всем, каждый день, ведь жизнь не остановишь. Я сам, будучи курсантом, трепетно пел гимн страны, а потом, став командиром полка, также не без волнения подавал команду оркестру. Жаль, что нынешние призывники не испытали подобного чувства. При исполнении нынешней классики Глинки на разных «массовках» сидят, лежат, пьют пиво. Разве это гимн страны? И кто же нас будет уважать, если мы сами себя не уважаем?!

Политики спорят до хрипоты, а гимна все нет. Уверен, что «Прощание славянки» примирит всех. Так думаю не я один. В 1998 году отмечалось 80-летие военных комиссариатов России. Готовясь к торжеству, я ломал голову, как вдохнуть уверенность во всех присутствующих, что Россия жива. И вот офицерский хор исполняет марш «Прощание славянки». Перед последним куплетом наш старейший хормейстер А. Сорокина, продолжая дирижировать, поворачивается лицом к залу. И весь зал встал, более 600 человек разных взглядов и профессий стоя пели».

Девять из десяти читателей, написавших нам, поддерживают идею сделать гимном марш «Прощание славянки». Конечно, с новыми словами.

Наедине с отечеством

Уже упомянутый кемеровчанин Владимир ВЕЛИЧКО: «Изначальны слова, рождающие чувства и мелодию. Слова от первого лица. Потому что в любом «развороченном бурей быте» всегда остаются один на один человек и его Родина».

Александр ВОЛОДИН, доктор филологических наук из Санкт-Петербурга: «Чтобы выразить чувства, надо петь. Нужен текст. Верно, славить особенно нечего. И не до гордости нам сейчас. Погордились, передохнем. Не надо ни «великих предков», ни «блистательных побед», ни даже «трудового героизма». А нужно другое, главное: я и моя страна.

Какие прекрасные есть гимны — немецкий, финский! А ведь оба были созданы в те времена, когда немцы еще были раздроблены на мелкие княжества, а финны вообще не имели государственного суверенитета, даже слова были написаны вначале по-шведски — ничего, перевели».

И для «Славянки» Володин нашел слова: «Музыка великая и очень русская, от нее сразу комок в горле».

Право выбора

Снова генерал-майор В. УСМАНОВ: «Государственную проблему не может решить ни одна из ветвей власти, она стала поводом для спекуляций политиков всех мастей и движений. Конечно, прекрасен был гимн Советского Союза, но разве менее прекрасен был гимн царской России? Время нынче другое, и не надо доводить до абсурда дело, которое принадлежит всему народу, а не только правым и левым».

Варианты всенародного участия. Р. САМУСЕВА, профессор из Москвы: «Лучшие тексты гимна публиковать не только в центральных, но и периферийных газетах. В последнем туре лучшие из лучших исполняются по ТВ и радио». В. ВЕЛИЧКО: «Пусть наиболее читаемые газеты проведут референдум среди читателей. Публикуют 4—5 вариантов гимна. Отрезной бюллетень — «за», «против». Это будет самый дешевый общероссийский референдум».

В. ТИХОМИРОВ, инвалид войны, почетный академик МАНЭБ, написал слова на музыку Глинки и получил ответ из Министерства культуры России за подписью начальника отдела А. Любицкого: «В настоящий момент Комиссия по созданию Государственного гимна приостановила свою деятельность».

Тревожный знак. Значит, думские активисты со своим гимном СССР обошли министерских чиновников? Неужели обойдут всех? Скоро новое рассмотрение вопроса о гимне, потом — слово за президентом.

Власть давно привыкла любое дело, даже самое неправое, обставлять от имени народа. Вот случай депутатам, уходя, повернуться лицом к залу, как тот старый дирижер.

У меня сюрприз для депутатов. Конечно, никакой это не социологический опрос, не массовое научное исследование. Всего лишь нежданные отклики. Но все же. Ни один читатель (ни один!) не высказался в пользу музыки старого гимна.

«Великая музыка Александрова сослужила свою службу, и возврата к ней, даже бессловесной, нет, как нет возврата к прошлому». Это трижды упомянутый кемеровчанин Величко.

1999 г.

Последушки